Разработка сайта Атомстройкомлекса

Клиент

«Атомстройкомплекс», или просто Атом — крупнейший строительный холдинг в Уральском регионе. Компания занимается постройкой жилой и коммерческой недвижимости, реконструкцией социальных объектов, производством материалов для строительства и отделки. У Атома есть свой проектный институт, подрядные организации, собственный парк техники  и 12 заводов. 

Серебро Tagline Awards 2022 за лучший сайт о недвижимости

Задача проекта

Создать новый сайт, который упростит пользователю процесс подбора недвижимости. 

Ключевые недостатки старого сайта:

  • Визуальный шум из-за избытка информации и слабой навигации.
  • Устаревший дизайн, который не соответствовал новому фирменному стилю компании.

Новый интерфейс был призван решить эти проблемы.

Разработка концепции

Мы разработали три версии дизайн-концепции, ими занимались дизайнер Динара Лихачева, арт-директор Артем Сурин и основатель компании Иван Ребиков.  

Три концепции нового сайта Атомстройкомлекса
 
  1. Концепт Динары получился простым, функциональным и привычным большинству пользователей. По сути, он был похож на сайты застройщиков-конкурентов, но с учетом фирменного стиля Атома.
  2. Ивану удалось сохранить привычный функционал и при этом показать его свежим взглядом. Концепт оформлен в темной теме, с крупной типографикой и большими карточками. Копирайтинг также был пересмотрен: тексты стали более дружелюбными.
  3. Концепт Артема вышел за рамки привычного понимания сайта застройщика: идея была в том, чтобы создать актуальный и в будущем макет. В итоге получился такой airbnb среди застройщиков.

На встрече клиент оценил все три концепта, но решил сделать симбиоз из первого и второго варианта. От сайта ожидали привычный для пользователей функционал, поданный свежее, с крупной типографикой и юзер-френдли. Фишкой финального концепта стало использование двух тем — светлой и темной.

Старая и новая версия главной страницы Атомстрйокомлекса

Технологический стек

При выборе стека для фронтенд-разработки выбор пал на React.js:

  • Популярный фреймворк с развитым сообществом.
  • Скорость работы интерфейса в разы быстрее, чем на менее современных платформах.
  • Фреймворк позволил быстрее сделать и оптимизировать интерактивные инструменты сайта: калькулятор и карты.

Для бэкенда использовали стек Symfony. Это позволило:

  • Разработать гибкие API для интеграции с различными внешними системам. 
  • Собрать максимально кастомную административную панель для удобной работы контент-менеджера.
  • Вести разработку бэкенда и фронтенда независимо друг от друга. 

В ходе разработки мы придерживались идеи единого бэкенда. Суть в том, чтобы делать бэк для экосистемы (например, API), к которой потом сможет обратиться любой продукт клиента: сайт, приложение, личный кабинет и так далее. Бэкенд не имеет строгой привязанности к самому сайту, он лишь передает информацию, которую впоследствии выводит фронтенд. Взаимодействие бэкенда и фронтенда происходит путем запросов на языке GraphQL. Технология обеспечивает хорошую интеграцию с фронтендом. GraphQL позволяет запрашивать только то, что необходимо в конкретный момент времени, и поддерживает вложенные запросы.

Ход разработки

Проектирование и дизайн

Совместная работа с Атомом началась с аудита старого сайта. Год спустя компания вернулась за новой дизайн-концепцией. 
Перед стартом проекта мы организовали интервью с ключевыми стейкхолдерами компании Атом для того, чтобы понять требования разных специалистов к новому сайту. Встретились с коммерческим директором и представителями отдела продаж, маркетинга, рекламы, медиа и контента. Итоги встреч зафиксировали в виде карты пользовательских историй интерфейса.

Протоколы исследований на проекте Атомстройкомлекс


Проектирование сайта начали с разработки варфреймов, чтобы определиться с информационной архитектурой. По готовым варфреймам мы прорабатывали дизайн — страница за страницей, параллельно выстраивая систему дизайн-компонентов.

Запомнившиеся сложности

Самым сложным для проектирования оказался сценарий выбора жилой недвижимости. Это разветвленный сценарий, где нужно было учитывать уже имеющиеся паттерны поведения пользователей сайта и других агрегаторов недвижимости. С этой задачей мы успешно справились, теперь квартиру можно подобрать любым удобным способом:

  • на странице жилого комплекса на генплане;
  • на плане каждого этажа;
  • в таблице с фильтром по особенностям квартир;
  • в «шахматке» со статусом доступности;
  • в отдельном списке квартир по всем ЖК с расширенным фильтром.

Старый и новый вид фильтра
Старый и новый вид генплана
Старый и новый вид шахматки

Команда была уже на финишной прямой разработки дизайна, когда Атом принял решение изменить фирменный стиль. Изначально были заложены крупные «жирные» заголовки в верхнем регистре. При работе над сайтом дизайнерам стало очевидно, что с такой типографикой сложновато собирать интерфейс: информации и элементов много, и весь этот объем сложно разместить на экране. В новом фирменном стиле Атом отказался от заголовков в верхнем регистре. Интерфейс стал гармоничнее, но дизайн сайта пришлось полностью переделывать.

Изменение шрифтовой схема в концепции


Текущую структуру страниц сайта мы пересобрали, сократив путь пользователя для более быстрого выполнения его задач.

Получившиеся разделы и страницы сгруппировали в три этапа разработки:

  • главная страница и приоритетный раздел жилой недвижимости, технические страницы (404, контентная страница);
  • коммерческая недвижимость и Медиа;
  • остальные страницы.
404 страница и нулевые состояния
Страница программы АСК Бонус
Главная страница раздела Медиа

Разработка

Далее Атом предложил нам воплотить дизайн в жизнь. Мы основательно подготовились к реализации этой задачи:

  1. Выделили отдельную команду под проект. На старте проекта в звене разработки было 2 специалиста, в самые сложные моменты — 6 человек. В дальнейшем меняли состав команды в зависимости от требований проекта.
  2. Заранее познакомились с новыми элементами стека, исключив фактор автобуса: позаботились, чтобы на GraphQL и Next.js писал не один член команды.

Особенности реализации интеграции с 1С

Ещё один сложный этап разработки — интеграция базы загружаемых на сайт объектов с системой 1С. Структура выгрузки данных идеально подходила для старого сайта, но не годилась для нового. У Атома сформировалась собственная и достаточно большая структура информации, под которую нам пришлось подстраиваться. Чтобы синхронизировать данные, нам пришлось учитывать множество индивидуальных особенностей имеющейся иерархии и свойств объектов, а также их разные типы – квартиры, апартаменты, парковочные места, кладовые. Понадобилось больше полугода, чтобы адаптировать выгрузку и подготовить базу данных.

В основном для идентификации использовались шифры «Объектов», куда заносилась информация по всем помещениям. В отдельных случаях требовались дополнительные поля, чтобы определить очередь, дом, уровень, этаж и тому подобное.

Основная информация про квартиры интегрировалась без проблем, а вот с кладовыми и паркингами пришлось поработать дополнительно. Дело в том, что информация по этим объектам «нанизывалась» на скелет информации по квартире. В итоге какие-то из полей оказывались ненужными, а где-то информации для идентификации не хватало. Мы обратились к команде поддержки 1С на стороне клиента. По нашим рекомендациям они создавали отдельные поля, которые мы использовали для идентификации объектов, например, <Паркинг>, <Уровень> и <Кладовая>. При появлении новых объектов мы также взаимодействуем с поддержкой 1С, чтобы объекты заводились корректно и потом легко идентифицировались на нашей стороне.

Пример выгрузки каталога объектов

В финальном варианте интеграция работает следующим образом:

Схема работы выгрузки объектов

Мы предусмотрели два вида загрузки данных:

  1. Полная выгрузка каталога. Периодичность — каждые полтора часа в течение рабочего дня. Эта выгрузка основана на xml-файле от 1С, в котором содержится список объектов со списком квартир, их свойствами и статусами. Если помещение уже есть в базе сайта и найдено в файле, то его статус и цена перезаписываются на предоставленные в файле.
  2. Обновление «по требованию». Отрабатывает мгновенно. Эта выгрузка данных затрагивает только одно поле – статус объекта недвижимости. 

Для быстрого контроля в панели администратора предусмотрен дашборд, по которому можно отслеживать, всё ли в порядке с оперативным обменом.

Тестирование интерфейса

Параллельно с разработкой мы регулярно проводили тестирование результатов и собирали обратную связь:

  • в виде кликабельного прототипа макетов;
  • на демо-версии, доступной только для сотрудников Атома;
  • на предрелизной версии, на которую пользователи могли перейти с действующего сайта, а затем безопасно вернуться к привычному интерфейсу.

Инструменты в работе с сайтом

Сайт Атома в конечном итоге состоял из большого количества шаблонов. Всей командой держать в памяти, куда и откуда можно попасть, было практически невозможно, а в лучшем случае малоэффективно. Чтобы облегчить работу над проектом, оперативно собирать фидбэк от команды и оставаться прозрачными для клиента, мы использовали следующие инструменты и сервисы:

  • Карта проекта на Miro;
  • Дневники разработчиков;
  • Trello для клиента;
  • EasyRetro.

Нас часто выручала платформа Miro — с ее помощью удобно визуализировать и структурировать различные процессы, например обновление информации или загрузку контента.

Карта проекта в Miro позволила нам понять, насколько «глубоко» находятся те или иные разделы, и вынести ближе наиболее важные. Также мы смогли оценить, насколько сложен и вариативен путь до разделов.

Карта сайта Атомстройкомлекс с точки зрения количества кликов

Не менее сложной получилась и структура сущностей сайта, их иерархия и взаимосвязь. Для визуализации также использовали Miro — это позволило упростить понимание для команды, а новым сотрудникам клиента – снизить порог входа в работу с сайтом. Карты мы передали клиенту как дополнительные материалы.

Дневники разработчиков мы вели в гугл-таблицах: записывали все необычные баги и ситуации, а также решения к ним. Это позволяет в случае необходимости легко вернуться к проблеме и изучить ситуацию.

Чтобы клиент мог отслеживать текущую ситуацию на проекте в онлайн-режиме, мы дублировали процесс разработки в Trello. Впоследствии мы перешли на гугл-таблицы: в них можно вносить больше «измеримой» информации, а затем превращать её в инфографики. Эти графики клиент мог сразу использовать для внутренних отчётов.

Скриншоты системы управления задачами на проекте

Для проведения ретроспективы и сбора фидбека со всех участников команды использовали платформу EasyRetro. Весь процесс разделили на три блока, в рамках которых отвечали на вопросы, предлагали изменения, голосовали и обсуждали проект. Такая относительно простая структура позволяет держать фокус на обсуждении.

Создаваемые в рабочем процессе карты и схемы часто становятся основой для последующих улучшений, ведь визуальная подача позволяет увидеть различные нюансы.

Релиз сайта

Перед релизом мы обсудили с клиентом, как будет происходить замена адресов и ссылок, зафиксировали зоны ответственности и подготовили план действий.

Замена адресов была необходима по следующим причинам :

  • на старом сайте еще оставался большой перечень функций, которые не успели реализовать на новом;
  • на новом сайте могли вылезать баги. Чтобы клиент не переживал, решили оставить старый сайт как запасной вариант;
  • хостинг и поддержку старого сайта клиент проплатил на несколько месяцев вперёд.

Сам релиз прошел относительно гладко. Перед релизом из-за нехватки времени и тестеров у нас не вышло полностью полностью протестировать staging-площадку — это привело к бóльшей части багов на релизе. Часто баги выявлял клиент. Отметим, что тесное взаимодействие с контент-менеджером клиента позволило быстро находить баги и вносить правки. 

Помогло и то, что сотрудники Атома активно распространяли сайт среди своих знакомых и друзей, что увеличило базу «тестировщиков» и позволило оперативно найти и исправить много неточностей.

К концу первой недели после запуска новый сайт работал в штатном режиме, а к концу августа мы поправили выявленные баги. Текущий функционал сайта (без кладовых) был выполнен.

arrow-compare-left.svg arrow-compare-right.svg

Работа с сайтом после релиза 

После релиза мы продолжили работу над сайтом Атома. Обсудили с клиентом обязанности и актуальные задачи, закрыли ранее поднимавшиеся вопросы и начали с чистого листа. Это особенность длительных проектов: нужно уметь вовремя договариваться и перепроверять накопившиеся задачи и появившиеся друг к другу вопросы, одним словом, делать реструктуризацию. Списки, блоки и правильно расставленные приоритеты способствуют успешному решению задач и комфортному общению между клиентом и исполнителем.  

Ретроспектива

По завершению основных работ на проекте мы обязательно проводим ретроспективу. Ее основная цель — улучшение не только продукта, но и процесса работы и взаимодействия внутри команды. Мы выявили как моменты, которые нам понравились, так и моменты, которые стоило бы улучшить.

Сильной стороной этого проекта стала удачно подобранная команда: слаженная, оперативная и профессиональная.  

Из улучшений хотелось бы видеть: более тесное взаимодействие дизайнеров с разработчиками в вопросах возможности и времени реализации тех или иных вещей. Мы надеемся, что в будущем это позволит нам ускорить процесс разработки: разработчики будут лучше понимать задумку дизайнера, а дизайнеры будут лучше понимать возможности разработчиков.

Планы на будущее

Мы продолжаем работать над улучшением сайта Атомстройкомплекса. В планах разработка личного кабинета риэлтора, интеграция объявлений в новые агрегаторы недвижимости и соцсети, создание темной темы в мобильной версии и добавление анимации на сайт.

 

Команда проекта

  • Артём

    Дизайнер

  • Динара

    Дизайнер

  • Вера

    Проект-менеджер

  • Евгения

    Дизайнер

  • Влад

    Дизайнер

  • Иван

    Управляющий партнер

  • Всеволод

    Руководитель департамента развития

  • Константин

    Проект-менеджер

  • Натали

    Лид-менеджер

Смотреть следующий проект

Давайте обсудим ваш проект